эксперт тур
Экскурсии по Санкт-Петербургу и ЛО
Туроператор реестровый №РТО 013305
+7 (812) 339-32-92
Отвечаем по телефону 24/7
+7 (921) 941-39-09
Доступны в WhatsApp и Telegram
Краткий гид по архитектуре Санкт-Петербурга
«Боязнь эстетики есть главный признак бессилия», Фёдор Михайлович Достоевский.
Возрождение (Ренессанс)

Ренессанс как жанр появился в XV веке, когда европейцы откопали руины Римской империи. Петербурга на тот момент не было даже в проекте, как и Петра I, поэтому к нам Ренессанс доехал уже в своём позднем виде.

Как определить стиль:

  • Много нарядных коринфских колонн
  • Пафосные скульптуры полуголых людей
  • Богато декорированные дверные проёмы
  • Рустовка (большие грубые кирпичи)
Барокко/необарокко

В XVII–XVIII веках Ренессанс казался архитекторам слишком строгим и логичным, и они стремились обогатить стиль, сделав его ещё более пафосным. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «причудливый», «странный», «склонный к излишествам».

Как определить стиль:

  • Очень пышные скульптурные группы
  • Выгнутые и вогнутые фасады
  • Кариатиды и картуши
  • Обилие красок и позолоты
Барокко/необарокко

Дочь Петра Великого Елизавета Петровна взошла на престол в 1741 году, свергнув малолетнего Ивана VI. Тяга к роскоши и устремление к централизации власти как нельзя лучше соответствовали идеям западноевропейского барокко, к которому наступивший стиль был значительно ближе петровского барокко. У столичной (двор вернулся в Петербург в 1730 году) знати, осознавшей себя империей, появилось стремление к парадности, пышности, величию. Однако надо сказать, что сама императрица не принимала в строительстве столицы такого деятельного участия, как её отец; этот период называют елизаветинским скорее хронологически. Называется он также высоким, русским, растреллиевским барокко.

В этот период в столице возводились крупные церкви, соборы, дворцы, усадьбы, архитектуру которых отличали разнообразие декоративного убранства, живописность, пластичность форм. Внутреннюю планировку отличали большие, иногда двухсветные залы и анфилады, широкие парадные лестницы. В интерьерах той поры звучат причудливость, фантастические мотивы, обилие лепных и резных украшений, зеркал, узорчатого паркета — см. Рококо. Элементы архитектурных ордеров рельефно выступали на фасадах и внутренних стенах. На потолках выполнялись живописные плафоны. Осталась и усилилась цветовая гамма барокко в сочетании с белыми ордерными вставками. В церковной архитектуре вновь появились пятиглавые храмы, продолжились традиции русских декоративных убранств, золочёных резных иконостасов.